Фантастика как новая философия
7 июля 2005 г.
«Родина творчества — Будущее. Оттуда веет ветер богов Слова…» (Велимир Хлебников, 1922 г.)
Старая «классическая» философия умерла. Недавняя кончина французского философа Жака Деррида поставила последнюю точку в полувековом процессе ее постепенного угасания.
Собственно, это ведь сам Деррида и его соратники — М.Фуко, П.Рикер, Адамо, и другие — долго душили ее пуховыми подушками постмодерных концептов, додушили
А ведь кроме этой самой злополучной «французской школы» за последние
Молчит достославная ранее «немецкая школа». Ушла в глухой психологизм фрейдистского и юнгианского толка так и не повзрослевшая «американская школа» — а давление
Надежды на «российскую школу» тоже, судя по всему, не оправдываются. Прошедший недавно в Москве Философский конгресс, как показали его публичные материалы и «круглые столы», свелся к одной «смысложизненной» проблеме: должна ли российская философия идти вместе с нынешней
Интересные наработки «украинской школы» оказались сперва придавлены чугунным задом кучмовского прагматизма, а затем и вовсе сметены могучим ураганом «оранжевой
«Печально я гляжу на наше поколенье —
Его грядущее и пусто, и темно…»
…Но — свято место пусто не бывает! Сие есть Истина Вечная!
1. Человечество не может существовать без Идеи и Идеала — это заложено в нашу генную структуру миллионы лет назад. Заложено в виде специфических механизмов «предвосхищения» и «построения потребного Будущего», которые только и позволяют нам сознательно планировать и прогнозировать наши действия — от повседневных бытовых мелочей до воистину смысложизненных решений, касающихся всего человечества.
Много тысячелетий «озвучивала» результаты работы этих, пожалуй, самых загадочных, механизмов мышления именно философия. Индийские, египетские, греческие, еврейские, римские философские школы «покрывают» практически всю историю мыслящего Человечества — от Всемирного Потопа до «нашей эры» (Вот и явились на смену всему полные трупного яда Первой и Второй мировых войн «тоже философии» той самой «французской школы». Под их влиянием началось полное разложение (изящно названное «деструктурализмом») самых основ человеческого мышления — построения «моделей потребного Будущего». О каком Будущем могла идти речь, если за отражающим его Словом и Образом не стояло более ничего, кроме вселенской Пустоты?
Но — слава
2. А неудовлетворенные генетически заданные потребности должны быть так или иначе удовлетворены — это еще один непреложный закон Природы Творящей.
И уже с конца 19 века сперва отдельные личности, а затем и большая (статистически значимая) группа людей ощутили нарастающую неопределенность Будущего, расширение веера вероятностных состояний — от самых радостных и прогрессивных до самых трагических и гибельных для всего Человечества. Так появился «Фэндом» — сообщество писателей и активных любителей Фантастики…
Фантастика началась с чисто
И когда на смену «холодной войне» пришел
3. Сегодня Фантастика, ставшая уже не «только Литературой» (и тем паче — не приемом или жанром), но явлением мировой Культуры, взяла на себя груз ответственности за удовлетворение потребности Человечества в предвосхищении Будущего, построении «моделей потребного Будущего», и шире — в осмыслении спектра вероятностных состояний и описании тех из них, которые либо приближают Человечество к вечному и недостижимому Идеалу, либо напротив, уводят Человечество в тупики Эталонов, Культов и ритуалов.
Попросту говоря, именно Фантастика заняла сегодня место истинной философии — той философии, которая с древнейших времен обращена к массовому сознанию Человека Разумного. Потому что Природа Творящая не терпит пустоты — это еще в древности было ясно истинным философам, и от них в виде чеканного афоризма стало достоянием всего Человечества. (Причем именно эта истина и стала причиной сравнительной недолговечности «пустотной» философии «французской школы» — уже во втором поколении ее современников эта школа потеряла
Если это не философия, причем наиболее «философичная» из всех возможных —
«Теперь фантастика открыто показывает, что является отраслью человеческого духа, в литературной форме трактующей вопросы метафизики и теории познания, философской антропологии и внеконфессиональной теологии, политической и моральной философии.« — пишут Михаил Денисов и Виктор Милитарев в статье «Русскоязычная фантастика как теневой духовный лидер»
Ну, что касается данного определения в отношении только русскоязычной фантастики, то оно, пожалуй, будет чересчур «патриотичным». Но если отнести его ко всей мировой Фантастике, то оно окажется абсолютно справедливым. Приняв «последний вздох» классической философии, именно Фантастика стала сегодня ее преемницей. И в таковом качестве внедряет в массовое сознание новые элементы предвосхищаемого (и предотвращаемого тоже) Будущего, прогнозирует новые прочтения (декодировки) как известных, так и только чаемых элементов Мирового Текста, создает в коллективном бессознательном Человечества новые иНапример, постоянным стереотипом Фантастики давно уже стала убежденность в конечной победе человеческого Разума, в готовности ради этой победы идти на жертвы, порой огромные — и все это ради исполнения нового прочтения древнейшего архетипа: «Самосохранение и выживание Человечества как вида»…
4. Вот на такой общечеловеческий уровень выводит сегодня наследие старой философии новая Фантастика. Скажем, знаменитая сага Фрэнка Герберта «Дюна» строится на попытке синтеза католической «оранжистской», исламской суфийской, даосской и индийской философий. Урсула Ле Гуин в своих повестях и романах «Слово для леса и мира одно», «Левая рука Тьмы» и других строит новую философию нового Мира на основе некоторых постулатов индуизма и переосмысленного
Более того, Фантастика ищет — и находит! — такие решения сложнейших
Все это, вместе взятое, и возводит Фантастику в ранг Новой Философии — такой философии, которая свободно оперирует символами, образами и многозначными логиками, опираясь при этом на их строгое соответствие обозначаемым. И никаких «симулакров» или тому подобных «пустотных» ядов «французской школы»!
5. И еще одно неоспоримое преимущество Фантастики как Новой Философии: ее обращение к обычному Человеку Разумному. То самое, которое было свойственно еще Сократу и его методу ведения дискуссий — а затем благополучно похоронено Платоном, Аристотелем, средневековыми схоластами, Кантом и Гегелем, и так далее, и тому подобное… словом, всей той философией, которая
Фантастика же рождается на основе простой аксиомы, известной любому, кто более или менее научился прибивать подлежащее к сказуемому: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». В качестве примера приведу известные всем читателям саги об Эндимионе и Гиперионе пера Дэна Симмонса, или — чуть попроще — лучшие рассказы и повести Артура Кларка, «Конец Вечности» Айзека Азимова, «Обмен разумов» Роберта Шекли, «Колыбель для кошки» Курта Воннегута… хотите продолжить этот список? — тогда вспомним М.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», или Платонова «Котлован» и «Чевенгур», или Стругацких «Трудно быть богом», «Улитка на склоне», «Отягощенные злом», или… продолжить далее?…
Кто только не читал эти и множество других, не менее достойных и философски значимых произведений! От академиков до дворников, и от богемы до чиновных VIP -персон — читают все, и вот уже третье или четвертое поколение подряд. А ведь, в конечном итоге, это и есть миссия философии в Мире — не «эзотерическому знанию» учить горсть посвященных, а задавать всем подряд и без разбора сложнейшие
6. Итак, именно в Фантастике как Новой Философии, возрождается дух старой, сократовской, философии. И чем «телеснее» он становится в новых фантастических произведениях, тем весомее становится и заявка Новой Философии на возвращение философии к реальности, к людям, к Человечеству…