Парадигма «прогрессивного национализма»
июнь 2003 г.
…Время разбрасывать камни, и время собирать их, время сеять — и время собирать урожай…
Так писал Екклезиаст, и это справедливо не только относительно каждого отдельного человека, но и относительно наций, народов, цивилизаций и культур. Об этом писали Тойнби и Шпенглер, Гумилев и Хантингтон, но сказанное ими требует одного уточнения.
За расцветом каждой цивилизации или культуры вовсе не обязательно следует полный упадок. Регресс или спад может ограничиться коротким в историческом масштабе периодом, аналогичным тому, что в СССР называлось «застоем». Все зависит в первую очередь от того, насколько пластична сама данная цивилизация или культура, как легко входят в ее «коллективное подсознательное» новые идеи и идеологемы, и насколько сильны в данном социуме
Примеров «пластичных» цивилизаций в истории не так уж много. Куда больше — прямо противоположных, от древнеегипетской до современной западноевропейской и североамериканской. А среди «пластичных» цивилизаций выделяются две — восточноевропейская (славянская) и еврейская.
В первой из них пластичность достигается за счет сложившегося за тысячелетия баланса между «рацио» и «эмоцио», Личностью и Обществом, Человеком и Природой, который поддерживается за счет
Во второй же пластичность обеспечивается за счет постоянной смены парадигм на каждом новом этапе исторического развития. Причем эта смена парадигм зависит прежде всего от воздействия внешних факторов, проще говоря — от уровня угрозы извне для самого существования цивилизации. Чем серьезнее угроза, тем большую пластичность склонна демонстрировать еврейская цивилизация.
(Поясним, что под понятием «еврейская цивилизация» мы подразумеваем определение, сделанное проф. М.Членовым в статье «Еврейство в системе цивилизаций», журнал «22», № 114, 1999 г.)
Исходя из этого, можно представить себе схему смены парадигм (базисные идеологеммы) в истории еврейской цивилизации. На первом этапе — дарованная свыше Тора как основа Веры, создающей и цементирующей нацию. Затем, когда объективный процесс вырождения Веры в Религию, а затем — в Культ и Ритуал, привел к резкому усилению
Этот второй этап пришел к логическому концу в середине XIX века. Очередной угрозой для самого существования еврейского народа выступили, с одной стороны, ассимиляционные процессы, весь ход которых говорил об исчерпании потенциала действующей базисной идеологемы, а с другой — нарастание антисемитских настроений в Западной Европе, точкой отсчета для которых стало «дело Дрейфуса» во Франции, а максимумом — катастрофа европейского еврейства.
Однако, сравнительно с первым этапом, внедрение новой парадигмы в коллективное подсознание мирового еврейства началось раньше, чем набрали полную силу те угрожающие процессы, которые эту парадигму вызвали к жизни. Иными словами,
Реализация новой, сионистской, парадигмы привела на этом этапе к появлению Государства Израиль, его победам во множестве войн, его превращению в близкое по уровню к развитым странам современное государство. Но уже в
Судя по всем текущим событиям, да и по расстановке сил на геополитической сцене, Израиль переживает сейчас начало четвертого этапа развития цивилизации. Очевидна неизбежность смены парадигм («базисной идеологемы»), без которой говорить о выживании нашей цивилизации просто не приходится.
Определенные круги израильского общества выдвинули уже свою парадигму в виде «левого
(Эту проблематику, между прочим, активно разрабатывает «киевская философская школа», один из ярких представителей которой, доктор философии Сергей Грабовский, сказал недавно: «Быть „таким как все“ в Европе — означает быть неповторимым, ни на кого не похожим, и бессмертным в мировой культуре». Простая диалектика, но, увы, недоступная для нашей полуграмотной
Хотя, казалось бы, чисто внешне, по аналогии с первыми двумя этапами развития «базисных идеологем», такая парадигма тоже имеет право на существование. Однако — по той же аналогии — она становится уже не следствием нового галута и (не дай
Очевидно, что ни сохранение прежних парадигм (в том числе и
Другая угроза — увеличение внутренней напряженности в обществе до критических значений. Она связана прежде всего с вытеснением на маргинезу
Все это, вкупе с финансовым кризисом, создает серьезную внутреннюю угрозу самому существованию государства Израиль. Наличие этих угроз требует возникновения во всей еврейской цивилизации, прежде всего — в Израиле, парадигмы нового типа. С одной стороны, она должна «вписаться» в коллективное подсознание еврейского народа, не противореча, — как минимум, на глубинном уровне, — большинству имеющихся стереотипов, или ментальности. С другой стороны, она должна быть достаточно Иной для этих же стереотипов, чтобы за ближайшее обозримое (исторически) время перестроить их в соответствии с новыми особенностями окружающей геополитической среды и потребностями нового этапа выживания и развития еврейской цивилизации.
Представляется достаточно очевидным, что в основе самой парадигмы должно лежать понятие, приемлемое для того большинства народа, для которого существование еврейского государства является столь же очевидной самоценностью. Причем оно также должно быть независимым от всяких конфессиональных, экономических и иных вторичных аспектов цивилизации.
И, наконец, необходимым для Израиля свойством этой парадигмы должно быть ее евро- и
Если с этих позиций просмотреть все имеющиеся в наличии идеологемы, то станет очевидным, что в качестве базисной для Израиля наиболее приемлемой оказывается идеологема «прогрессивного национализма». Причем национализма отнюдь не этнического толка, каким видят его сегодня ультрарелигиозные сектанты.
Прогрессивный национализм строится из нескольких составляющих, первой из которых является его сугубо государственническая (этатистская) направленность. Суть его и смысл — в сохранении и укреплении национального государства в его наличествующих границах (и ни про какие «оккупированные» территории речь идти не может!), при том, что сами эти границы только признаются как данность. Любая угроза целостности и независимости государства, исходящая извне, должна быть отражена всей мощью государства.
Именно и только эта причина обосновывает внешнеполитический (геополитический) принцип прогрессивного национализма «Государство превыше всего!». И в этом смысле «прогрессивный национализм» не придает значения
В то же время во внутренней политике, и прежде всего — в экономике и культуре, прогрессивный национализм основывается на неотъемлемых правах и свободах личности.
Но — личности
К сожалению, бездарный дилетантизм нынешних израильских идеологов, априори зачисливших понятия «Идея» и «Мечта» по ведомству ультраортодоксов, до сих пор так и не позволил произвести конкретизацию этих понятий применительно к существующей и предстоящей реальности. А та конкретика, которая была заложена в них на предыдущем этапе (в предыдущей парадигме) трудами Герцля, Вейцмана, и, конечно же, Зеэва Жаботинского, став реализованной в Государстве Израиль, выпала тем самым из смыслового содержания этих понятий.
Таким образом, важнейшей задачей прогрессивного национализма становится именно обновление и оживление Национальной Мечты и Национальной Идеи еврейской цивилизации.
Причем начинать придется с самого начала, то есть, с дефиниций — поскольку даже основное содержание этих понятий сегодня практически не определено (если не считать утопических идей «Нового Ближнего Востока» и «Мира сейчас!», да еще парочки абстрактных концепций «левацкого
Вместе с тем достаточно очевидно, что прежний сионистский лозунг «Собирания евреев всего мира в Израиле!» уже не имеет ничего общего с реальностью. Более того, наметившийся в последние
Из этой тенденции можно сделать вывод о том, что еврейский прогрессивный национализм сможет быть признан и спокойно ужиться с новыми правыми в Европе, и уж тем более — с консерваторами США. Для этого в него должна войти еще одна базовая составляющая — отказ от ориентации на прошлое, в том числе — и от виктимного комплекса Катастрофы, и переход к ориентации на Будущее как возможности выбора из веера вариантов развития нации (цивилизации).
Хотя бы в таком виде, как ее сформулировал один из выдающихся философов XX века, испанец Хосе
Это имеет прямое и непосредственное отношение к проблеме Национальной Мечты, которая в этой ситуации должна лежать не в стремлении соблюдать ритуалы и традиции Прошлого, а в создании некоего обновленного modus vivendi для Будущего. Она может включать в себя в том числе и соблюдение тех ритуалов и традиций, которые стали уже элементом цивилизации и национальной Культуры, но вовсе не обязана ставить их во главу угла. (Например, если субботние свечи зажигают более половины населения страны, причем большинство из них никак не связывает этот ритуал с религиозным образом жизни (всего 17% населения заявляют себя в качестве религиозных евреев, а традиционными и не религиозными — 78%), то это и есть та традиция, которая стала уже элементом цивилизации).
Очевидно, что Национальная Мечта будет включать в себя и такие элементы, как традиционное понятие «Народа Книги» (но не одной Книги Книг только!), трактуемое в виде стремления к знаниям, и столь же традиционное хитроумие — но доброжелательное хитроумие, в духе притч и суда царя Соломона, практику любви и уважения к армейской службе, почти семейное дружелюбие, и многое другое. А также и лучшие заимствования, уже прочно вошедшие в израильскую практику: стремление к «селфмейдменству», к познанию мира воочию (проявляется сегодня в виде тяги к странствиям в год между школой и армией), помогающему обрести себя в мире и мир в себе, сохраняя при этом гордую самодостаточность. И такие, еще не впитанные еврейской цивилизацией, слагаемые, как, например, «честная игра» и дух соревновательности во всем. Все это создает тот комплекс Национальной Мечты, который позволяет реально оценивать свою еврейскую цивилизацию как одну из лучших в мире (то, что сейчас, даже без особых к тому оснований, считают американцы).
Исходя из этого, можно попытаться сформулировать и некоторые предварительные черты Национальной Идеи в духе прогрессивного национализма. Вполне возможно, что одной из ее основ может стать сформулированный Э.Лирцманом принцип «этического иудаизма»: «…это может быть этический иудаизм — иудаизм, упрощенный до его этической сущности, иудаизм светского толка, выдвигающий на первое место не религиозные ритуалы, а приверженность моральным нормам, культурному наследию, традициям и обычаям еврейского народа… Приобщение к этическому иудаизму… позволит всей „русской“ общине проникнуться национальной идеей, единственно способной сплотить всех евреев Израиля… в единый народ.»
Необходимо только уточнить, что в данном случае речь идет не об упрощении иудаизма, а о его возвышении до комплекса моральных норм и традиций, ставших уже имманентно присущими еврейской цивилизации. Ведь куда как проще для обычного среднего обывателя принять «делай так, потому что так в Книге написано» или «так мудрецы сказали», и опереться на то, что «так требует
В то же время в самом иудаизме накоплен немалый опыт разрешения
Ведь никакая этическая модель не в состоянии дать реальный, то есть внутренне непротиворечивый для самой себя, ответ по ключевой
Точно так же можно было бы охарактеризовать возможности «этического иудаизма» относительно личностного аспекта Национальной Идеи. Вместе с тем в коллективном подсознании еврейской нации (= цивилизации) уже бытует ряд
В качестве первого примера можно привести отрывок (цитирую по памяти, поэтому лишь приблизительно к тексту) из воспоминаний бывшего премьера Израиля Менахема Бегина о его пребывании в советском ГУЛАГе в 1940–41 гг.: «В заледенелом бараке мне не раз мечталось, что вот сейчас распахнутся двери — и на пороге появятся еврейские солдаты, гордые, сильные, загорелые…».
При этом, как показывают опросы и прямые наблюдения, подобные определения сегодня прежде всего используются для характеристики солдат элитных и пехотных частей ЦАХАЛа, а также, как ни странно, жителей поселений Иудеи и Самарии, среди которых большинство — так называемые «религиозные сионисты» (партия МАФДАЛ)…
Или другой пример — популярный в Израиле образ «сабры»-«кактуса», внешне колючего и непривлекательного, но выращивающего в себе сладкие и жизненно полезные плоды. Само слово и сопровождающий его
И, наконец, в
В определенном смысле эта идея как бы предусматривает появление
…Все вышеизложенное — не более, чем постановка задачи, попытка сформулировать ту проблему, которая сегодня актуальна не только для Израиля, но и для значительной части мирового сообщества, и прежде всего — для обретших национальную независимость стран Центральной и Восточной Европы. Только в отличие от последних, где этой проблематикой занимаются мощные философские школы, в Израиле, за считанными по пальцам одной руки исключениями, никто даже не стремится ее хотя бы осмыслить.
Между тем мир вошел в эпоху перемен, и та страна, которая не сможет ответить на ее многочисленные вызовы, включая и названные в этой статье, может оказаться в итоге стертой из будущей мировой истории вообще…