Взлеты и падения хай-тека: Взгляд из Израиля

9 января 2002 г.

…Последней должностью Михаила, на которой он встретил кризис мирового компьютерного хай-тека, был пост вице-президента израильской компании «ИнВибро Технолоджис». Он занимался разработкой программно-аппаратных комплексов для прямого восприятия человеком «виртуальной реальности». Попросту говоря, продукция компании представляла собой различные шлемы, очки, перчатки, комбинезоны, снабженные сенсорными датчиками и подключаемые к компьютеру. Человек в таком «обмундировании» воспринимает компьютерную игру, говоря словами классика марксизма, как «реальность, данную нам в ощущениях»…

Эти разработки фирма «ИнВибро» представляла на знаменитой компьютерной выставке «CeBit» весной нынешнего года. Уже тогда Михаил весьма пессимистически высказался о перспективах всей компьютерной отрасли. По его словам, выставка едва ли не провалилась — настолько мало было посетителей, и еще меньше — покупателей.

Недавно очередной транснациональный венчурный фонд, который вложил деньги, среди прочих израильских компаний, и в «ИнВибро», решил заморозить все операции в Израиле. Так что Михаил стал безработным вице-президентом, хотя и ненадолго.

— Сейчас я выполняю девять проектов как фрилансер, а тем временем выбираю среди тех двух-трех фирм, которые предложили мне работу, где самые интересные задачи. Так что мой статус безработного продлился всего чуть больше двух месяцев…

Информация к размышлению. Михаил Мордисон закончил факультет технической кибернетики МИИЖТ в 1992 г. по специальности «прикладная математика». С 1993 года живет в Израиле. Работал в Хайфском университете, Институте эволюции, фирмах «Пиксель Мультимедиа» и «ИнВибро Текнолоджис». Несколько лет вел собственный бизнес, выполняя заказы крупных израильских компаний («Эльсинт», Израильский центр картографии, и др.) и Армии обороны Израиля. Автор идей и ведущий разработчик ряда аппаратно-программных систем военного и картографического назначения, и… компьютерной игры, которая на иврите называлась «Кохав кахолет» («Голубая звезда»), а на английском — «Israeli Air Force». В ней впервые были развернуты объемные карты и реальные панорамы Эрец-Исраэль.

Возраст — 32 года, женат, живет в Хайфе.

… — В английском журнале «PC Magazine» в начале года появилась статья, кажется, Дворчека, в которой он сравнивал нынешний кризис компьютерной отрасли с началом 1600-х годов в Голландии — известной «тюльпановой революцией». Тогда несколько десятков лет в Европе была бешеная мода на тюльпаны необычных расцветок, и клубни голландских селекционеров ценились на вес золота (и даже были предложения сделать их общеевропейской валютой!). И вдруг мода в одночасье прошла, — и в Голландии разразился экономический кризис, цветоводы пошли по миру… Дворчек считает, что аналогичный процесс имеет место и сегодня.

А кроме того, существует известный «закон Мура» — каждые два года мощность компьютеров удваивается. Или, что то же самое, стоимость при той же мощности падает вдвое. Сейчас на компьютерном рынке дальнейшее повышение мощности компьютеров не имеет смысла в плане ее окупаемости — ведь массовому потребителю это уже не интересно. Для него самый комфортный компьютер тот, который обеспечивает скорость ожидаемой реакции на команду в 0,1 секунды. Все, что выше или ниже — уже создает дискомфорт.

Поэтому изменение условий спроса вызвало перетекание средств из сферы разработки новых, более мощных и быстродействующих элементов — в сферу удешевления производства уже имеющихся, улучшение их надежности, совершенствование дизайна самих аппаратов. А это означает, что во всем мире началась рецессия, и производители стали искать самые дешевые места для размещения производства. Таким местом оказался сегодня Китай — и почти все ведущие фирмы сейчас переносят производство туда. Правда, управленческие структуры они предпочитают размещать на более предсказуемом Тайване…

… Михаил говорит быстро, и постоянно улыбается, словно смягчая улыбкой довольно неожиданные и не самые приятные высказывания. Однако — только улыбкой, а сами формулировки остаются при этом порой предельно жесткими…

— Второй фактор кризиса отрасли — естественный цикл смены перспективных для инвестиций направлений внутри самого «хай-тека». Когда-то деньги текли в автомобилестроение, потом поток сместился в сторону авионики и космоса, оттуда он перетек в компьютерную отрасль, и… Вот здесь все и застопорилось — по логике вещей, сегодня инвестиции должны были бы пойти в биотехнологии и оптоэлектронику, но этого не произошло. А тем временем инвестиции из компьютерной сферы ушли — и куда?..

Например, в Интернет-технологии деньги перестали вкладываться еще с августа. А в саму сеть Интернет — с 1994 года, когда прекратилось ее финансирование на государственном уровне, и она жила за счет частных инвестиций. Что это такое — вот простой пример. Для разработки, а главное — «доводки», стандартной программы типа Internet Explorer или ICQ требуется типовая компания численностью от 50 до 70 человек, и 1,5–2 года работы. Меньшим числом разработчиков можно только создать некое принципиальное решение задачи, но не его программную реализацию, пригодную для массовой продажи. Каждые три-четыре месяца работы такой компании стоят от 3 до 5 миллионов долларов. Итого минимальная стоимость созданного продукта — от 40 миллионов долларов и выше.

Инвесторы, преимущественно крупные венчурные фонды, фиксированные на американской бирже, не считали эти деньги таким уж большим расходом. Они оперируют миллиардами долларов, и могли себе позволить вести десятки таких проектов, в ожидании крупных прибылей хотя бы от части из них. Например, от виртуальных магазинов или компьютеризированных домов — ну, хотя бы от компьютерного холодильника, подключенного к сети Интернет и самостоятельно заказывающего недостающие «внутри себя» продукты в таком же Интернет-магазине. Но это, как ты писал, оказалось неоправданно большими ожиданиями…

(В данном случае Михаил имеет в виду пару моих статей, опубликованных недавно в израильской русской компьютерной газете «Interface». Речь в них шла, в частности, о том, что кризис мирового хай-тека — это прежде всего «кризис несбывшихся надежд» инвесторов плюс ненужность многих «компьютерных чудес» для рядового потребителя… Эти тезисы, как ни странно, вызвали активные протесты некоторых «юзеров» — читателей газеты…)

Известно, что ни один Интернет-магазин не оправдал себя в части прибыльности — они все, кроме «Amazon.com», приносят одни убытки. Да и «Амазон» тоже убыточен, но его торговая марка стоит сегодня более 4 миллиардов долларов, и он может себе позволить терять пару-тройку миллионов в месяц.

А те же компьютеризированные холодильники и другие «домашние чудеса» требуют создания не только сопутствующих производств (например, по нанесению на овощи и фрукты кодовых меток, которые микрочип холодильника мог бы считать и обработать), но и соответствующего сегмента потребительского рынка, на что уходит обычно от 4 до 7 лет. Времени на это не было, цепочку — от идеи до потребителя — создать не успели, и теперь эти чудеса, как и многие другие проекты, остались только в мечтах футурологов…

— А что будет в таком случае с Интернетом, особенно если прекращено финансирование Интернет-технологий? Старые-то системы будут работать? Ведь, судя даже по Израилю, люди покупают компьютеры, и Сеть растет ежедневно…

— Я думаю, что Интернет в его нынешнем виде тоже не переживет этого кризиса, и через 1,5–2 года ситуация тут принципиально изменится. Например, недавно одна крупная американская компания, если не ошибаюсь, «USAhotmail», провела эксперимент — все услуги «электронной почты» и «чатов» сделала платными, кажется, около 10 долларов в месяц всего. Расчет был на то, что ее клиенты — а это несколько миллионов человек — настолько привыкли к общению в Сети, что не захотят расставаться с ней из-за каких-то мизерных, в общем, денег. Но как ты думаешь, чем это кончилось?

— Ну, у них осталось процентов двадцать клиентов… может быть, меньше…

— Ни одного! Никто не захотел платить за те услуги, которые уже много лет получал бесплатно! Все сказали: «Ну, жалко, конечно, но мы лучше обойдемся без этого…». И эксперимент был прекращен.

Однако остроты проблемы это не сняло. И время бесплатных программ и услуг Сети заканчивается, думается мне, навсегда. Всякие Hotmail-ы, ICQ, и другие «халявные» вещи просто перестанут быть. Интернет превратится в значительно более малочисленную, но полностью платную услугу, такую же, как телефон. И тогда в него снова станут вкладывать деньги, и развивать Интернет-технологии, и так далее…

— Возможно, что мировая Сеть вообще распадется в таком случае на систему локальных сетей, каждая из которых будет предоставлять определенный набор услуг, включая и связь с другими сетями — по особому тарифу… Но неужели сегодня есть уже хоть какие-то приметы подобного драматического финала?

— Я знаю об одной такой ситуации, хотя пока что — на уровне слухов. Известная и мощная компания «America on line» купила базу данных о всех пользователях компании ICQ, а теперь не знает, что с ней делать. Идея использования ее для рассылки рекламы провалилась, так как практически все пользователи стали автоматически отправлять рекламу в мусор. Теперь «America on line» вроде бы решила прекратить поддержку компании ICQ, и, опять же — по слухам, последняя в итоге собирается заявить о своем возможном закрытии в ближайшие пол-года

Но вообще-то я не считаю, что переход к платному Интернету пойдет во вред и Сети, и обществу в целом. Скорее наоборот — ситуация станет лучше, поскольку из Сети исчезнут «информационные мусоротворцы». А то ведь сейчас найти в море частной болтовни островки необходимой информации становится сущим мучением.

— Но ведь и Сеть, и те же комплексы «виртуальной реальности», которые разрабатывала твоя фирма, и ряд других новинок последних лет — все это создавало некое новое… даже не общество уже, а новую цивилизацию, которую можно уже называть «Сетевая Цивилизация». И что же теперь — она исчезнет, едва родившись?

— Ну, во-первых, как мне представляется, именно то, что ты обозначил, и стало еще одной «движущей силой» нынешнего кризиса. Учти, что на наших разработках свет клином не сошелся — я знаю, например, что уже существуют — реализованы не только в программе, но и в материале — аппараты, которые можно назвать «оргазмотроны»…

— Почти по старому фантастическому рассказу Ниро Ольдани «Онирофильм»…

— И не почти, а именно… Так что уровень изменений в обществе мог стать в ближайшие годы просто запредельным. Вот и сработал какой-то защитный механизм, какая-то программа «самозащиты человечества»… Кстати, это касается и «замороженной» вот уже три десятилетия авионики, и биотехнологий тоже…

А во-вторых, Сеть просто ограничит свой безудержный рост рамками тех социальных групп, которым она действительно нужна — от ученых и «Большого Брата» до литераторов и тому подобных сообществ профессионалов. А «просто любители» потрепаться в чатах, или сообщить всему миру о своей любви к манной каше и философии, избавят наш и без того перенасыщенный информацией сетевой мир от своего присутствия…

— И все же — может быть, есть и какие-то обнадеживающие признаки новой стабилизации компьютерной отрасли? Ведь и биржа НАСДАК вновь растет, и ряд компаний снова заявляет о росте продаж в последние месяцы…

— Я думаю, что в ближайшие год-два ситуация снова стабилизируется на уровне 1997 года, — особенно это относится к Израилю и США. В то же время есть и несколько регионов, где рост компьютерной отрасли как раз из-за мирового кризиса стал намного более быстрым. Это касается прежде всего России, Китая, и в несколько меньшей степени — Франции.

Я недавно был в Москве по делам своей докторской диссертации в Московском институте управления и информатики, и с удивлением узнал, например, что вся железнодорожная сеть России переводится на оптоволоконные системы управления и связи. Причем этот процесс финансируется государством. Представляешь, сколько там работы сейчас для грамотных программистов? А ведь это — только одна из отраслей, а в целом у России сегодня — почти неограниченный потенциал для компьютеризации. Именно она, похоже, может стать новым лидером, а то и породить новые перспективные для инвесторов направления…

Но, конечно же, и там, как и во всем мире, время только программных технологий прошло — они уже воспринимаются как «воздух». Требуется продукт, который можно, так сказать, пошупать руками — то ли новые чипы, то ли аппаратно-программные комплексы и роботика… И даже наша аппаратура для «виртуальной реальности», если будет создан для нее устойчивый рынок, — а на его создание необходимо потратить от 400 миллионов до 1 миллиарда долларов в течении 4–6 лет, — тоже может стать таким продуктом. Как это было, скажем, с «Долби» или с саундбластерами…

Так что — будем смотреть вперед, и надеяться…

К оглавлению