Сады райские: Хайфские, Бахайские…
16 мая 2003 г.
Пророки бывают разные, и судьбы у них разные. Но даже если их преследуют, травят, убивают, их пророчества, что характерно, все равно исполняются. Правда, не всегда дословно, а зачастую — и вовсе не вовремя, и хорошо, если всего лишь намного позже предназначенного времени. Но это уже детали…
После Эпохи Пророков земля Израиля породила немало иных провозвестников «грядущего мира». Один Иисус Назареянин чего стоит! Но и на нем не остановились. Не говоря уже о знаменитом на весь мир «иерусалимском синдроме», когда очередной паломник, завернувшись в белую гостиничную простыню, пророчествует на улицах, слышавших еще плачи Иеремии, очередное исполненное пророчество засвидетельствовала и Хайфа — северная столица Израиля.
Свидетельство это — вознесшийся на склонах горы Кармель комплекс Бахайских садов, и уютно вписанных в них святилищ самой юной из мировых религий — «бахаизма».
«Столпами из мрамора в пылающем небе Укрепились мои сады» (Н. Гумилев)
…Строительство комплекса Бахайских садов началось пятнадцать лет назад, в 1987 году. Во сколько оно обошлось — точные цифры не узнаешь нигде, но называют суммы порядка 150 миллионов долларов. Это и не удивительно — ведь, как мне говорили, строители садов практически ни единого камешка, ни единой травинки не приобрели в Израиле. К тому же, кроме каскада террас и культовых зданий на склоне горы Кармель, они еще и реставрировали за собственный счет самую старую, центральную улицу прилегающего к садам района «Мошава Германит», дома которой были построены во второй половине XIX века немецкими тамплиерами.
Собственно, для последователей бахайской религии, которых в 205 странах во всех регионах мира насчитывается уже более 10 миллионов человек, это не такие уж и большие деньги. Разве что стоит сделать поправку на то обстоятельство, что большая часть бахаев — это жители далеко не самых богатых стран
Зато красота и, можно сказать, уютная изысканность Бахайских садов сторицей окупили все затраты. Когда смотришь на них сверху, из парка на вершине горы Кармель, так и чудится, что на дорожки ухоженных садов, которые, словно крылья огромной бабочки, обняли с двух сторон Святилище Баба, выйдут сейчас удалившиеся от мирской суеты мудрецы, чтобы за неспешной прогулкой говорить о вечном…
А на девяти террасах выше, и девяти — ниже святилища, круглый год радуют глаз цветы, подобранные так, чтобы цветение не прекращалось даже в зимний сезон. И текут сверху донизу тоненькие журчащие ручейки, играя с солнечными зайчиками в бесконечные «догонялки»…
Да, основатель Веры Бахаи, пророк и «паршивая овца в исламском стаде» иранец Бахаулла, возможно, именно так и представлял себе рай. И не нужны в этом царстве гармонии никакие дополнительные изыски типа вечно девственных гурий — достаточно одной только рукотворной природы,
И вовсе не потому, что предвидел в своих откровениях не только место своего последнего прибежища, но и времена, когда Земля станет настолько маленькой, что каждый человек без труда сможет пересечь ее от края до края за считанные часы. И каждый сможет говорить с каждым, в каком бы уголке планеты собеседник не находился.
Нет, истинным пророком он стал лишь тогда, когда понял: на пути объединения человечества через сто или двести лет воздвигнется почти непреодолимый барьер — религия. Точнее, множество религий, и каждая будет мыслить себя единственно верной, и ненавидеть всех прочих «неверных», и эта ненависть окончательно разъединит людей, и в войнах за веру прольется кровь… А ведь Бог един — и один для всех, как бы ни старались лепить его «под себя» многие ни во что, кроме Власти и Денег, не верящие деятели «мировых религий». Вот за это владыки земные его и преследовали всю жизнь, за это он и принял мученическую смерть в Иране в 1892 году…
Поэтому в основе бахайской религии лежат такие идеи Единого Бога, которые позволяют — и более того, требуют — молиться в одном храме и медитировать в общем зале людям разных конфессий: мусульманину рядом с иудеем, христианину рядом с индуистом… И эта религия, по замыслу Бахауллы, должна стать общей для всех гармонизирующей силой, противостоящей любым попыткам развязать новые мировые — религиозные — войны, об опасности которых предостерегал человечество полтора века назад пророк и основатель Веры Бахаи…
Так что даже в архитектурном комплексе, созданном на горе Кармель, нашла свое отражение идея объединяющей все человечество, действительно мировой религии. Здесь слились изящные коринфские капители древней Греции и строгие колоннады римских портиков, восточные «мавританские» арки и любовно устроенные зеленые уголки для индийских медитаций…
Собственно, как рассказывали мне специалисты, и вся религия «бахаи» — это сложный сплав из ислама и христианства, индуистских медитативных практик и древнегреческого мистицизма пифагорейцев…
Главное здание комплекса — Святилище Баба, где после долгих скитаний упокоился прах основателя Веры Бахаи. Его золотой купол византийского стиля похож на драгоценный камень в оправе из множества зеленых террас с
Рисунок самого святилища был сделан сыном Бахауллы —
А сам комплекс террас и «висящих садов» проектировал не менее известный во всем мире архитектор Фарибурз Сахба, автор индийского Дома Поклонения Бахаев, известного еще и как «Храм Лотос». Этот комплекс протянулся почти на километр по склону горы, от вершины до подножия, и состоит из восемнадцати террас разной ширины — от 60 до 400 метров.
На верхней и центральных террасах голубеют днем и золотятся декоративной подсветкой ночью небольшие бассейны с проточной водой. А вокруг — деревья и цветы, дорожки из красной декоративной гальки, и ажурные резные каменные ограды.
…Когда спускаешься с верхней террасы, выходящей на аллею бульвара «Луи Променад» — любимого места отдыха хайфчан, бросается в глаза уникальная кузнечная работа — литые и ко- ванные узорные решетки ворот. Они стоят на каждой террасе, и возникает удивительное ощущение уже виденного однажды чуда… и вдруг вспоминаешь «твоих оград узор чугунный» из той, предыдущей жизни, из белых ночей в аллеях Летнего сада в
И это удивительное чувство сопричастности через красоту еще раз напоминает о том, что пророки, истинные пророки на истинной Святой Земле, не умирают. Как Иаков и Иеремия, Иисус Назареянин и Бахаулла…
«Вера Бахаи признает единство Бога, и его пророков, поддерживает принцип независимого поиска истины, осуждает все формы суеверий и предрассудков, учит тому, что главной целью религии является достижение согласия и гармонии, и что она должна идти рука об руку с наукой, что религия составляет единственную и окончательную основу для развития мирного, организованного и прогрессивного общества…»
(Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи с 1921 по 1957 гг.)